Инициатива «Пропаганда альтернативных способов разрешения гражданских конфликтов», реализуется при поддержке проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне» в Республике Беларусь.
Сайт не отражает официальную позицию этих организаций».

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД

- это организация не входящая в судебную систему РБ создаваемая для решения споров в виде постоянно действующего третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора.

Нормативное регулирование

  • Закон Республики Беларусь «О третейских судах» от 18.07.2011 № 301-З
  • Любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, могут быть разрешены третейским судом.
  • Третейские суды предназначены для разбирательства экономических, предпринимательских споров, а также жилищных, семейных и иных конфликтов.
  • Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться его решению.

Третейское соглашение это?

Соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское разбирательство это?

Процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.

Цель третейских судов

Разрешение споров, возникающих из гражданско-правовых (хозяйственных) договоров. Однако они могут рассматривать и иные гражданско-правовые споры между физическими и (или) юридическими лицами. К компетенции третейских судов относятся любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение.

Принципы деятельности

Законность – при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, Закона о третейских судах и иных актов законодательства Республики Беларусь;

Независимость – при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;

Состязательность и равенство сторон – стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями;

Автономия воли сторон – стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору;

Конфиденциальность – участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;

Соблюдение права сторон на юридическую помощь;

Содействие сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства;

Обязательность для сторон решений третейского суда – стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;

Окончательность принятых третейским судом решений – решения не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;

Возмездность деятельности третейских судей – за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение.

Преимущества

  • Оперативность разрешения спора по сравнению с существующими сроками рассмотрения дел в государственных судах (с учётом всех стадий судебного процесса);
  • Низкие издержки спорящих сторон (ставки третейских сборов, как правило, ниже существующих ставок госпошлин при обращении в государственный суд);
  • Возможность выбора третейских судей сторонами (договорный характер третейского суда позволяет сторонам выбрать лиц, которые будут отправлять правосудие при рассмотрении их спора, принимая во внимание профессиональные навыки и независимость в суждениях);
  • Стороны способны оказать воздействие на избрание применимого права и места разбирательства;
  • Конфиденциальность (заседания закрытые);
  • Реальная возможность сохранения партнерских отношений между спорящими сторонами;
  • Возможность одновременного изменения предмета и основания иска;
  • Окончательность решения третейского суда (вступает в силу в день его вынесения) (ч.7 ст.36 Закона РБ «О третейских судах»);
  • Возможность принудительного исполнения решения третейского суда (ч.2 ст.50 Закона РБ «О третейских судах»);
  • Возможность исполнения решения суда на территории другого государства, что особенно важно для участников внешнеэкономических связей;
  • Поскольку третейское судопроизводство изначально основано на договоренности сторон, постольку предполагается более высокий уровень возможности достижения мирового соглашения и добровольного исполнения судебного решения;
  • Публичный характер классического судопроизводства исключает отношения конкуренции, деятельность же третейских судов полностью подчинена ее законам;
  • Развитие системы третейского судопроизводства выгодно иным звеньям судебной системы РБ, т.к. третейские суды могут взять на себя существенную часть нагрузки, которая в противном случае легла бы на государственные суды;
  • Будучи негосударственным образованием, третейский суд более независим, чем суд традиционный, который является частью государственного механизма, в силу чего принцип независимости судей государственных судов носит во многом тезисный характер (процедура их назначения, обеспечения и т.д.);
  • Третейское судопроизводство не отягчает государственный бюджет, оно финансово выгодно для государства, т.к. осуществляется за счет средств спорящих сторон.

Главная · Третейский суд · Медиация